Разновидности компрессоров
Устройство любого воздушного компрессора относится либо к роторному, либо к поршневому типу.
Более популярными являются поршневые компрессоры. По принципу работы их можно сравнить с поршневым ДВС, только без фазы сгорания и с инвертированием газораспределения. Проще говоря, поршни сжимают воздух и нагнетают его в ресивер, пропуская через специальные клапаны.
А сами поршни двигаются от воздействия двигателя, работающего на электричестве или топливе.
Какой бы простой ни была конструкция поршневого компрессора, в ней присутствует ряд недостатков. Кроме высокого уровня шума, который можно вытерпеть, в поршневых компрессорах быстро изнашиваются детали, да и их производительность оставляет желать лучшего. Но есть у поршневых компрессоров и плюсы, например, невысокая цена, простота обслуживания и ремонтопригодность.
Очень часто поршневые компрессоры используются для снабжения сжатым воздухом пневмоинструментов, пескоструйного оборудования и, иногда, воздушных насосов. Их ресурс по большей части зависим от качества исполнения блока и поршневой группы и в большинстве случаев он колеблется в диапазоне от нескольких сотен до нескольких десятков тысяч моточасов.
Еще одна популярная разновидность компрессоров - винтовые. Они нагнетают воздух, используя два винта особой формы. В устройстве винтовых компрессоров отсутствуют клапаны, что делает уровень шума намного меньше, чем у поршневых. Также винтовые компрессоры потребляют намного меньше электроэнергии, чем поршневые. Низкие энергозатраты объясняются отсутствием силы трения.
Существует несколько вариантов привода винтов. Самый популярный из них - синхронный. Его принцип заключается в минимальном зазоре между вращающимися винтами. Показатель давления в таких компрессорах равносилен показателю в поршневых с двуступенчатым циклом сжатия воздуха.
Из достоинств винтовых компрессоров в первую очередь стоит выделить моторесурс до ста тысяч моточасов. Из-за того, что винтовые компрессоры практически не нагреваются, можно работать без перерывов, что также бывает очень важно. Винтовые компрессоры намного лучше поршневых по всем показателям, но стоят они намного дороже и при поломке придется ехать в сервисный центр, коих в России не очень много.
Спиральные компрессоры - практически те же винтовые, только с использованием вращающейся спирали вместо пары винтов. Также спиральные компрессоры отличаются от винтовых тем, что оси роторов расположены не параллельно, а под углом. У спиральных и винтовых компрессоров одинаковая производительность, но разные габариты. Спиральные намного меньше винтовых. Отсюда можно сделать вывод, что и стоят спиральные дороже.
Как поршневые, так и роторные (спиральные, винтовые) компрессоры могут быть масляными или безмасляными. Масляные более сложны в эксплуатации, но обладают низким уровнем шума. Безмасляные, наоборот, легки в освоении и очень шумны. Но у масляных есть один существенный недостаток - выделение масляной пыли, поэтому, чтобы использовать их в пищевой или медицинской промышленности, необходимо купить оборудование, очищающее воздух.
В мембранных компрессорах воздух нагнетается за счет хода гибкой мембраны. Обычно мембрана изготовлена из металла или резины. Часто в движение мембрана приводится также, как и поршни, эксцентриками или гидравликой. Этот вид компрессоров не предназначен для создания высокого давления. Еще один недостаток мембранных компрессоров - низкая производительность. Но есть у них и плюсы, например, чистейший воздух на выходе и ресурс в несколько тысяч моточасов. Также их очень легко ремонтировать, а благодаря чистоте воздуха они находят широкое применение в пищевой и медицинской промышленности.
Стоит рассказать про очень интересное устройство - воздуховик. Он не является компрессором, но способен создавать давление до 1,5 атм. Воздуховик - что-то промежуточное между компрессорами и промышленными вентиляторами. По типу конструкции их разделяют на ротационные и турбинные. В моделях с турбинным устройством процесс нагнетания проходит проходит за счет воздуха, выбрасываемого от центра рабочего колеса к периферии. В ротационных воздуховиках нагнетание проходит с помощью двух роторов, соединенных зубчатой передачей. Ресурс у воздуховиков доходит до ста тысяч моточасов. Стоит отметить, что ротационные воздуховики названы в честь своих изобретателей братьев Рут.
Воздуховики поставляют воздух без масляной пыли. Область их применения очень широка, но в основном воздуховики используют там, где не нужно высокое давление.
Автор: lginc (Филиппов Игорь Владимирович)